Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

                                                                                       На правах рукописи

 

 

Луговая Наталия Владимировна

 

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ СФЕРЫ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА

(на материале русского и французского языков)

 

 

Специальность 10.02.19 – Теория языка

 

 

Диссертация

на соискание учёной степени кандидата филологических наук

 

 

Научный руководитель

доктор филологических наук,

доцент Грушевская Т.М

 

Краснодар 2007

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...............................................4

ГЛАВА 1. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ СФЕРЫ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА В РУССКОМ И ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКАХ………15

1.1. Фразеологизм как языковое средство отражения  эмоций и психических состояний человека в языке и речи……………………………………….15

1.2. Фразеологизмы сферы психоэмоционального состояния человека как средство речевого воздействия на человека ……………………………...26

1.3. Фразеологизмы сферы психоэмоционального состояния человека во фразеологической и лингвоэмоциональной картинах мира…………………..33

1.4. Принципы построения классификации русских и французских фразеологизмов сферы психоэмоционального состояния человека…………43

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………...50

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФРАЗЕОСЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ «ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА» В РУССКОМ И ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКАХ……………………………52

2.1. Принципы построения и характеристика фразеосемантического поля «Психоэмоциональное состояние человека» в русском и французском языках ………52

2.2.  Фразеологизмы сферы психоэмоционального состояния человека как феномен национальной ментальности русского и французского народов…..83

2.2.1. Национально-культурные особенности русских и французских фразеологизмов сферы психоэмоционального состояния человека I фразеосемантического класса «Отрицательные и астенические эмоции и психоэмоциональные состояния человека»………………………………89

2.2.2. Национально-культурные особенности русских и французских фразеологизмов сферы психоэмоционального состояния человека II фразеосемантического класса «Положительные и стенические эмоции и психоэмоциональные состояния человека»……………………………..138

2.2.3. Национально-культурные особенности русских и французских фразеологизмов сферы психоэмоционального состояния человека III фразеосемантического класса «Другие эмоции и психоэмоциональные состояния человека»……………………………………………………... 149

ВЫВОДЫ………………………………………………….………………………157

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………159

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………..………………………162

ИСТОЧНИКИ ПРИМЕРОВ……………………………………………………….178

СКАЧАТЬ ДИССЕРТАЦИЮ