Луговая Н.В., 2007

Фразеосемантическое поле «Психоэмоциональное состояние человека» в русском и французском языках

Фразеосемантическое поле (ФСП) «Психоэмоциональное состояние человека» в русском и французском языках формируют три основные фразеосемантические класса эмоций и психоэмоциональных состояний человека, которые выделяются в соответствии со шкалой «положительное/"нейтральное"/отрицательное»:

  1. Отрицательные и астенические эмоции и психоэмоциональные состояния человека;
  2. Положительные и стенические эмоции и психоэмоциональные состояния человека;
  3. Другие эмоции и психоэмоциональные состояния человека.

В предложенной Классификации фразеологизмов психоэмоционального состояния человека нет разграничения чувств, эмоций и психических состояний человека, наоборот, сгруппированы близкие по своей природе чувства, эмоции и психические состояния человека. Таким образом, Классификация имеет следующий вид:

I. Отрицательные и астенические эмоции и психоэмоцио-нальные состояния человека:

1) страдания, сильные переживания;

2) волнение, беспокойство, тревога;

3) непонимание, растерянность, замешательство;

4) подавленность, угнетенность, напряженность; измождение;

5) бессилие, отчаяние, уныние;

6) мрачное, плохое настроение, расстройство, грусть, тоска;

7) скука, апатия;

8) равнодушие,  безразличие;

9) сожаление, досада, огорчение, разочарование;

10) замкнутость;

11) нерешительность, неуверенность в себе, сомнение;

12) смущение, стыд, угрызения совести, вина;

13) страх, ужас, испуг, чувство опасности;

14) обида, оскорбление;

15) недовольство, порицание, раздражение, возмущение, негодование, гнев;

16) пренебрежение, презрение, отвращение; ненависть, злоба, враждебность, злорадство;

17) потеря  самообладания, исступление, неистовство, состояние аффекта, агрессия;

18) зависть.

II. Положительные и стенические эмоции и психоэмо-циональные состояния человека:

1) радость, счастье, гедонистические эмоции, эстетические эмоции, акизитивные эмоции;

2) романтические эмоции, влюблённость, любовь; уважение;

3) чувство юмора;

4) бодрое настроение;

5) увлечённость, интерес, праксические эмоции,  пугнические эмоции, сильное желание, страсть;

6) глорические эмоции;

7) уверенность в себе, в чем-л., чувство собственного достоинства;

8) решительность, бесстрашие, мужество;

9) облегчение, успокоение.

III. Другие эмоции и психоэмоциональные состояния человека:

1) гностические эмоции, интуиция;

2) альтруистические эмоции;

3) самообладание;

4) озабоченность чём/кем-л., сосредоточенность на чём/ком-л.;

5) ошеломление, удивление, изумление;

6) ненормальное психическое состояние;

7) резкая перемена.

Каждый выделенный фразеосемантический класс структурируется по фразеосемантическим группам, объединяющимся на основе интегрального признака, который принадлежит более низкому абстрактному уровню. Всего выделяется 34 фразеосемантические группы, которые и составляют основу классификации. Каждую фразеосемантическую группу формируют фразеологизмы (ФЕ), которые по своим структурно-грамматическим и семантическим особенностям распределяются по четырём фразеосемантическим разрядам:

1. «Характеристика психоэмоционального состояния человека»К этому разряду относятся фразеопсихоэмоны, семантика которых даёт описание психического состояния и эмоций человека, как переживаемых субъектом в момент протекания речи, так и пережитых в прошлом, т.е. фразеопсихоэмоны данного разряда характеризуют эмоциональное состояние говорящего как таковое.

2. «Поведение человека как показатель его психо-эмоционального состояния». Этот разряд формируют фразеопсихоэмоны, кодирующие поведение человека. Под поведением человека понимается образ его действий (в том числе и по отношению к другому человеку), а также сами действия и поступки. В этом разряде выделяются так называемые жестовые ФЕ, т.е. ФЕ описывающие движения человеческого тела, которые также являются «сигнализаторами» эмоционального состояния человека. 

3. «Речь человека как показатель его психо-эмоционального состояния». Данный разряд составляют междометные ФЕ, выполняющие в языке эмотивную функцию непосредственно, т.е. в «чистом виде» и/или фразеорефлексы (коммуникемы), т.е. вербальные реакции говорящего на различные ситуации. Небольшая доля фразеопсихоэмонов в этом разряде принадлежит поговоркам, которые человек также употребляет в своей речи как средство передачи (выражения) своих эмоций и/или эмоциональной оценки.

4. «Психоэмоциональное состояние человека как результат воздействия другого субъекта или объекта». Этот разряд объединяет фразеопсихоэмоны, выражающие эмоциональное состояние/эмоции говорящего, и, подразумевающие одновременно причину их возникновения. Это может быть как другой субъект, так и другой объект (например, песня, новость, произведение искусства и т.п.) которые целенаправленно или непроизвольно действуют (подействовали) на человека.

Таким образом, в пределах каждой фразеосемантической группы выделятся четыре фразеосемантических разряда фразеологизмов психоэмоционального состояния человека. В приложенных к Разрядам файлах даётся полная подборка материала исследования, вошедшего в Классификацию.